Иметь или быть? Спросим Эриха Фромма!

Иметь или быть? Спросим Эриха Фромма!

Наша редакция вдохновилась интересной книгой психологического содержания «Иметь или быть» известного автора Эриха Фромма. Спешим поделиться с вами своими впечатлениями и основными идеями, вынесенными из книги. О том, как избежать существования в целях постоянного потребления и на чем необходимо концентрироваться, чтобы стать успешным, читайте далее.

В своей книге «Иметь или быть» Эрих Фромм ставит задачу — проанализировать различия между обладанием и бытием. По его мнению, именно эти две характеристики выражают черты характера отдельного индивида, его личностное развитие. Автор приводит читателю точки зрения великих людей на бытие и обладание. Так, например, Будда всегда учил, что человек должен, прежде всего, концентрироваться на бытие, чтобы достичь наивысших ступеней своего развития. Эту же идею поддерживали Мейстер Экхарт и Карл Маркс. Они также считали, что для обретения полной гармонии над собой и своим существованием человеку необходимо быть «незаполненным» и избегать излишнего богатства. По мнению Маркса, главной целью человека является «быть многим, а не обладать многим».

Далее Эрих Фромм предлагает нам понять бытие и обладание с помощью поэтических примеров. Он приводит два стихотворения, одно из которых принадлежит Теннисону, а другое Басе. Обе творческие работы посвящены размышлениям о цветке, но лирический герой Теннисона срывает прекрасный цветок. Он, чтобы слиться с Вселенной, постичь глубочайший смысл природы, словно воссоединяется с ним и начинает обладать. Басе же просто созерцает природное творение и не стремится взять его себе в руки, это ему совершенно не нужно. Кроме того, Фромм приводит и другую позицию, представленную в стихотворении Гете, лирический герой которого также видит красивый цветок и у него возникает желание им обладать. Однако он выбирает промежуточную позицию, пересадив цветок в собственный сад. Таким образом, отношение Теннисона к цветку можно назвать непосредственным обладанием, а Гете и Басе – бытием. Согласно же авторскому мнению, наилучший способ существования человека – это все-таки бытие, ведь находясь в этом состоянии, у нас не возникает желание что-либо иметь, но, тем не мене, мы счастливы продуктивным использованием своих способностей и чувствуем себя в «единении с миром». Бытие, прежде всего, ориентировано на самого человека, раскрытие его личности, а обладание – на вещи, их необходимость.

Автор также рассказывает о том, что в последнее время изменилось словоупотребление понятий «бытие» и «обладание». Так, например, многие люди сейчас могут спокойно сказать: «У меня к вам большая любовь». Но при таком обращении складывается впечатление, что любовь — это вещь, которой можно обладать. Поэтому, по мнению Фромма, человек не должен так говорить. Он лишь должен выдать себя за субъекта любви, сказав: «Я влюблен». Вообще автор говорит о том, что слово «иметь» отсутствует во многих языках, а существует конструкция «это ко мне относится». Поэтому если человек существует по принципу «бытия», то это подразумевает его стремление к жизнелюбию, к познанию самого себя. А если же личность больше концентрируется на принципе «обладания», то это всячески выражается в ее действиях. Такой человек, как правило, мечтает завладеть многими вещами в мире, превратить все в свою личную собственность.

Следует также отметить, что, по мнению Эриха Фромма, кроме бытия и обладания существует и третий способ человеческой жизнедеятельности, который называется инкорпорирование. Инкорпорирование подразумевает собой употребление в пищу чего-либо. Так, например, маленькие дети очень часто любят засовывать себе в рот различные вещи, считая, что таким образом они заполучают некую собственность. Также такой способ существования используют каннибалы, так как им кажется, что после того, как они съедят свою жертву, восполнятся их силы, обретется божественная сущность. Есть и другие формы инкорпорирования, которые заключаются в том, что человек стремится стать потребителем, использовать все богатства мира без каких-либо ограничений.

Автор говорит о том, что практически все современное общество живет по принципу «обладания». Людей нельзя убедить, что существует альтернативная форма жизни под названием «бытие», поэтому многие ее избегают. Фромм иллюстрирует различия между студентами в процессе обучения, которые живут по системе обладания и бытия. Те учащиеся, которые стремятся обладать, тщательно конспектируют лекции, слушают преподавателя, но в дальнейшем полагаются лишь на свои записи и память. Их пугает какая-либо дополнительная информация, они концентрируются на определенном объеме, начинают обладать им. Такие студенты не хотят сделать изученный материал частью себя, включить его в свое сознание. Они просто становятся его обладателями. Те же ученики, которые живут по принципу «бытия», во многом отличаются от них, они воспринимают новые знания совсем по-другому. Студенты, живущие бытием, никогда не приходят на лекцию неподготовленными, они, как правило, уже знают, о чем будет говорить преподаватель. Они раньше других начинают размышлять над информацией, внедрять ее в самого себя. Такие студенты не отличаются пассивным восприятием, в ходе лекций у них возникают дополнительные вопросы и новые идеи. Для них обучение – это живой процесс, а не просто часы, которые нужно поглотить.

Если говорить о памяти, то наши воспоминания также могут происходить или в аспекте обладания, или в аспекте бытия. Воспоминания людей обладающих формируются на основе логических и механических связей, а тех, кто стремиться иметь, на основе прошлого опыта, размышлений. Их память живая, она мысленно восстанавливается, когда человек пытается что-либо вспомнить. Помимо этого, когда возникает ситуация общения, люди с разными типами существования тоже ведут себя по-разному. Так, например, при встрече с видным или известным человеком люди, живущие по принципу «обладания» ищут способ, как представить себя подобно товару. Они долго готовят себя к встрече, подбирают нужные слова. А те, кто стремятся к бытию, обычно довольно легко подходят к беседе с влиятельной личностью, им даже не нужно предварительная подготовка. Они хотят не иметь, а быть, всячески демонстрируя это своему собеседнику. То же самое происходит, когда люди погружаются в процесс чтения. Обладатели стараются запомнить самое необходимое в книге, то, что, по их мнению, пригодится в дальнейшей жизни. А люди, концентрирующие себя на бытие, просто погружаются в читательский процесс, находя в нем некое наслаждение. Они подчеркивают и запоминают только самое интересное, а не то, что от них требуют рамки той или иной образовательной системы. И полученные знания сохраняются в их сознании на долгий промежуток времени.

В целом, в своей работе Эрих Фромм явно подчеркивает то, что каждый человек должен стремиться быть, а не иметь. Люди, которые мечтают лишь иметь, обычно не вникают в суть дело, не проектируют полученную информацию на себе, а лишь являются ее потребителями. А те, кто хочет быть, осознанно или нет, начинают жить «в себе», полагаясь лишь на свой жизненный опыт и интересы. Такие люди, как правило, очень успешны, так как именно в их сознании возникает огромное количество новых идей и мыслей, которыми они с удовольствием делятся с миром.

Автор:
Рустам Кусаинов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *