Большое интервью с Альфией Мячиной, или как развить в себе SOFT SKILLS

Большое интервью с Альфией Мячиной, или как развить в себе SOFT SKILLS

Накануне мы пообщались с Альфией Мячиной, филологом, психологом, педагогом, творческим человеком, приятным собеседником и руководителем проекта «Школа личностного роста «Вверх» для подростков и не только.

Альфия, расскажи, пожалуйста, о себе? Насколько я знаю, то по образованию ты – филолог.
– У меня классическое филологическое образование. В год, когда я поступала, на филфаке впервые появилась «Реклама и пиар». Выбирала между ней и журналистикой, с высоким баллом мне можно было хоть куда. Новая специальность привлекла, поэтому по первому образованию я – филолог со специализацией «Филологическое обеспечение рекламы и связей с общественностью».

Работала ли ты когда-нибудь по специальности?
–Так, чтобы преподавателем филологии в вузе или русского и литературы в школе – нет, только опосредованно, пожалуй. Немного поработала в рекламе сразу после вуза, но больше по управлению процессами. Сейчас я часто создаю тексты – динамичные, красивые, глубокие, живые. Мы постоянно пишем — статьи, посты, речи для публичных выступлений, много говорим вслух, клиентов учим ораторике.

Чем ты увлекаешься, помимо работы? Как проводишь свободное время?
–Обожаю путешествия, поездки. Посетила несколько стран, а вот в России не много где была – столицы, Алтай, ближайшие к нам города Сибири. Очень хочется на русский восток и север.

Как я понимаю, то бОльшая часть твоей жизни – это работа? Где ты работаешь на данный момент?
–В Школе «Вверх» плюс частная практика. Руковожу организацией, автор программ, тренер, консультирую индивидуально, лекции провожу. В этом году я получила диплом психолога и сейчас еще обучаюсь на дипломном курсе по психотерапии. Еще есть образование монтессори-педагога – после длительной работы со старшеклассниками, а работаю я с ними со своего 10-го класса, в какой-то момент стало интересно, где берут начало подростковые проблемы. Ясное дело, что кризис, гормональная перестройка и все прочее, но стало понятно, что многие вопросы связаны с семьей. Захотелось поработать с малышами и их родителями, изучить детство, так я нашла близкую мне по ценностям крутейшую детскую педагогику Марии Монтессори и дальше меня, конечно, принесло в психологию – моя любовь еще со школьного кружка.

Почему именно детки? Что тебя тянет в детскую среду?
–Всё сложилось естественно, как по инерции. Не было классического осознанного выбора. В 7-ом классе я случайно попала в лагерь для одаренных детей – там весь день была интересная учеба: мы проводили исследования, делали проекты. И тогда меня поразило иное сообщество, другая «тусовка», новые люди, живое общение. Люди искренне общаются, поют и играют на гитаре песни со смыслом, ярко одеваются, говорят о кино, шутят не пОшло, по-настоящему дружат. Я словно на другую планету попала, меня это захлестнуло – были и другие смены: психология, лидерство, риторика, политика, творческие… Будучи студенткой, я стала ездить вожатой, организатором, потом преподавателем, потом стала руководить секциями и, в итоге, целым лагерем. Четыре года назад решила, что уже и сама готова делать проекты – такие, как хочется мне. Сейчас я не только с детьми работаю, но и с родителями, просто со взрослыми, с компаниями.

Школа «Вверх» – твой проект. О чем он? Это ведь саморазвитие для подростков?
– Да, саморазвитие, личностный рост. В общеобразовательной школе изучаются именно предметы, и акцент – на оценках и знаниях. Это, конечно, развивает ребенка, но часто только интеллектуально. И не со всеми случается все же этот эффект, давайте будем честными. В «Вверхе» ребята тоже учатся, растут в межпредметных навыках. Они познают себя, учатся общаться и дружить, учатся быть взрослыми, быть лидерами, работать в команде, управлять собой и проектами. Такие компетенции сложно в один предмет упаковать, у нас это принято называть – развитием личностных качеств, сейчас еще это называется Soft Skils, или «мягкие навыки». В обычной школе специального времени и внимания на это не выделяется, только если отдельный педагог этим увлечен и чувствует важность. Преподавателям реально некогда выделить ресурсы на такое развитие, особенно в этой гонке за оценками и ЕГЭ. А эти навыки ведь пригодятся везде – и на матфаке, и в медицинском – везде важно быть адекватным, приятным для других людей, уметь управлять собой, справляться с эмоциями, экологично и эффективно говорить.

А у кого появилась идея создать такую школу у нас в Омске? С чего начинался ваш проект?
–Профильные смены в Омске работают на довольно высоком уровне и давно. Я сама была в нескольких проектах ребенком. Эти смены все похожи по структуре: в первой половине дня занятия по тематике лагеря, а потом творчество, общение, спорт. Вечером какое-то крутое событие типа КВН, театра, интеллектуальной игры… В такие лагеря ездят классные взрослые в команду – вузовские педагоги, увлеченные студенты, это элита, можно сказать. Здесь взрослые хотят учить, а дети – учиться, плюс это очень классное сообщество образованных интересных людей. Несколько лет я работала в таких проектах, а потом мы решили с партнерами и друзьями сделать свой выезд. Это было осенью 2014 года. Какое-то время мы делали только недельную смену для старшеклассников один раз в год – на осенние каникулы. Сейчас, конечно, уже все поменялось. Кроме лагеря, у нас есть софт-скиллз-курсы для ребят по воскресеньям, мастер-классы, открытые городские лекции, вебинары для подростков и взрослых, индивидуальное консультирование, семейный клуб для родителей, конференции, кино. Но выросло всё из осеннего лагеря.

В лагере нужно находиться с ребятами в тесном контакте, то есть 24/7, как и чем их увлечь?
–Главное, это – тренинговая программа, ребята за ней и едут – здесь действительно интересно и по-настоящему действенно, потому что это именно практика, без лишней теории и разглагольствования. Ребята в упражнениях, играх, дискуссиях осознают многие важные вещи: про себя, про ценности, про мир и свои цели в нем. Одна из главных задач в том, чтобы подросток успокоился и расслабился, чтобы он понял, что здесь все свои, и он – в безопасности. Только тогда можно говорить о развитии. Мега важно еще, чтобы ребята начали общаться, причем вслух, так как все подростки да и все люди вообще, достаточно напряженные. Мы боимся оценки, боимся открываться, быть уязвленными, защищаемся и нападаем друг на друга. Роскошь настоящего общения далеко не всем доступна. Мы с ребятами на равных, искренне уважаем их, а они нас, заботимся друг о друге. В такой атмосфере может появиться живой диалог. Человек будет развиваться, если сам этого захочет. А привыкли мы почему-то к насильственной мотивации, манипуляциям разного толка. Грустно это.

Скажи, внутри тебя есть чувство гордости, что ты создала такого рода проект?
–Есть чувство усталости (смеется). Руководство своим проектом помимо великой свободы еще и дает огромное количество забот — ответственность огромная. И это очень утомляет, бывает очень тяжело.

Недавно вы получили Президентский грант на проведение конференций «Дайте сказать!», в котором подростки смогут быть услышанными. Что они будут доносить до сверстников и взрослых? Что их волнует, каковы насущные проблемы современного подростка?
–Всё то же самое, что волнует тебя и меня. Серьезно. Их трогают человеческие взаимоотношения, разница между ними и взрослыми, внешний вид, мода, отношения с противоположным полом, будущее, выбор профессии, эмоции и переживания, искусство, культура, несправедливость многих процессов мировых… Подростковость – это период, когда человек активно ищет себя. Начинает пересматривать все родительские законы, спорить с ними, экспериментировать, его в это время волнует всё, причем одномоментно. И в центре этой «котовасии» с поиском ответов – его Я. Им нужно в это время, чтобы кто-нибудь искренне сказал: «Ты классный!», «Все нормально, правда», «Ты со всем разберешься», «Это можно пережить», «Я тебя понимаю, и я за тебя» – принятие очень требуется. Важно уметь правильно выслушать. 

Чем могут помочь такие конференции?
Наши конференции созданы для того, чтобы дать возможность подросткам проявиться, а не «варить» все в голове. Сформулировать и сказать со сцены важные для себя вещи, а зрителям в зале – задать вопросы, поспорить, задуматься. Получается очень живой, насыщенный разговор спикера с публикой, которая тоже в основном подростки, педагоги и родители – в общем, вся «тусовка». Суть не просто в том, чтобы выйти и со сцены что-то сказать «абы что», а в том, что со спикерами работают наши специалисты по публичному выступлению, достаточно длительно и профессионально мы готовим с детьми их речи. Они сами подбирают тему, прописывают свою речь, репетируют, изучают реакции аудитории, учатся работать с вопросами, вести себя на сцене. У людей есть жесткий стереотип, что ораторика – это игра, спектакль, неискренне, что вопросы из зала — когда «валят», хотят освистать. Бред! Мы меняем эту историю.

Тогда какие выступления можно считать удавшимися?
На мой взгляд, классные выступления — это когда искренне, максимально расслабленно и по-человечески, понятным языком, пусть даже не супердикторским. Наши спикеры обожают вопросы, это же показатель того, что твоя речь зацепила, отозвалась! Они это сами видят. Однажды зритель конференции поделился потом – он решил, что вопросы из зала у нас подставные, домашняя заготовка, ведь настолько искренне не бывает, – подумал он. Поразительно, насколько мы привыкли к картонным спикерам, что живому даже поверить боимся.

Будут выступать только те ребята, которые занимаются у вас в Школе?
– Нет, будут другие – ученики этих общеобразовательных школ. Год назад мы проводили такую конференцию у себя в проекте Школа выходного дня «Вверх 365». Сделали в таком формате отчетный проект для ребят из первого семестра. Название мне пришло в голову ранним утром, как только я проснулась. Мы предложили подросткам рассказать, что лично их волнует. Табу поставили на темы политики, религии и морализаторства. Это была просто бомба! Все были в восторге: спикеры, гости, родители, мы сами! Захотелось, чтобы в обычных школах такое проводилось. Весной мы подали заявку на грант, так как увидели, что этот формат достигает множества целей. Подобная конференция решает проблему классного, современного времяпровождения для подростков – это модно, красиво, живо, культурно. На мой взгляд, подросткам некуда пойти, нет крутых ивентов для них. А спикеры (их плюс-минус десять человек на каждой «конфе») – они мега прокачиваются, на глазах взрослеют, меняются. Ребята, которые выступят – счастливчики! Считаю, что такие конференции должны проходить везде. Наша цель в том, чтобы формат «Дайте сказать!» прижился. Мы написали подробный мануал, и школы могут сами такое проводить. 


То есть вы хотите, чтобы ваш проект остался непосредственно в общеобразовательной школе после проведения?

– Мы очень хотим, чтобы во всех школах России такие конференции были обязательным ежегодным (или раз в четверть даже) событием. Потенциал у проекта огромный. Приходите, и увидите сами!

Текст: Дарья Иванова
Фото: из личного архива Альфии Мячиной, Школа «Вверх»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *