А с вешалки ли?..

А с вешалки ли?..

     Омск – один из старейших театральных городов Сибири. Доказательство тому – история Омского академического театра драмы.

Долгое время в городе не было постоянной труппы, лишь изредка приезжали гастролеры. До того, как появилось здание, которое известно сейчас омичам, существовали деревянные театры, судьба которых плачевна. Первый из них просуществовал три года, после чего сгорел (1874-1877 гг.), второй театр прожил 9 лет (с 1882 г.), но был снесен из-за несоответствия требованиям пожарной безопасности.
     Только в 1898 году городская дума признала необходимость строительства здания. И уже в 1901 был заложили фундамент на базарной площади. Спустя 7 лет театр по проекту инженера И.Г. Хворинова был готов. 24 сентября состоялась премьера спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя.

И.Г.Хворинов, архитектор здания театра
« 1 из 3 »

Сегодня главный театр нашего города отмечает 145-й сезон. Сменились несколько поколений режиссеров, актеров, хореографов, костюмеров, гримеров и других сотрудников, без которых невозможно представить театр. Но все они продолжают единое дело, заложенное первой труппой антрепренера Е.М.Долина и режиссера И.И.Белоконя, — вызывать у человека глубокие чувства и эмоции, чтобы его душа работала над собой во время и после спектакля.
«Мы старейший из омских театров. А это уже много значит. Также нам присвоено звание академического, и мы должны ему соответствовать. Здесь удивительная атмосфера, она касается и здания, и людей, и сцены. Даже летом уходишь в отпуск, но заглядываешь в театр, потому что соскучился. Я обычно выхожу на сцену, смотрю в пустой зал и чувствую чье-то присутствие. Пробирает до мурашек. За столько лет тут накопилась особая энергетика», — рассказывает заведующая музейным отделом Юлия Ескина.
     Так что же, омская драма началась с деревянного здания? Или с закладки фундамента? Может быть, традиционно с вешалки, как принято считать, вспоминая слова К.С. Станиславского? Вопрос довольно сложный. Попробуем ответить на него.

Без чего точно не попасть в театр? Конечно же, без билета! Заходя омскую драму, сразу же надо повернуть налево – здесь располагается касса театра. С нее ли он начинается? Возможно.

-Есть ли билеты на сегодня?
-Смотрите на монитор. Вам сколько билетиков? Свободны 6-7 места.

     Такой диалог сопровождает каждый день кассира омской драмы Оксану Владимировну Козину. Она объясняет, что работа в кассе театра не так проста: «Мы работаем со зрителем, словно психологи, пытаемся угадать, кому какой спектакль подойдет. Люди разные бывают, хочется, чтобы человек к нам вернулся, чтобы ему понравилось». По ее мнению, театр начинается как раз с кассы, ведь если у тебя нет билета – дальше ты не пройдешь!

     А что, если билет предусмотрительно куплен заранее? Тогда зрителя ждет встреча с работниками гардероба. Эти милые женщины создают первое впечатление о театре. Надежда Шулейко 4 года работает здесь и встречает зрителей с улыбкой.
Театр для нее – это прежде всего общение, культура. «Да с чего еще начинается театр? С нас, конечно, с гардероба! Главное, чтобы зрители шли, чтобы всем нравилось. У нас город любит театр. Да и когда приезжих много, на нас ложится ответственность создания впечатления и о городе», — говорит Надежда Петровна.

     Омская драма похожа на лабиринт, особенно если ты пришел сюда впервые. Множество дверей расположены вокруг зрительного зала: бельэтаж, партер, балкон – с ума сойти можно! А сколько еще различных фойе по всему театру!
     В длинных коридорах еще нет никакой сказки. Вся сказка таится за кулисами. В театре работают около двухсот человек помимо актерской труппы. Зрителю из зала видны только актеры на сцене, а что творится за кулисами и за пределами спектакля – неизвестно.
А там творится нечто необыкновенное. Процесс создания постановки занимает очень продолжительное время и задействует невероятное количество ресурсов, особенно человеческих. В этом большом организме есть множество цехов: гримерно-пастежерный, бутафорский, костюмерный, пошивочный, радиоцех и другие. Все они переплетены между собой и, убрав что-то одно, мы рискуем сломать единое целое.

Передвижением и постановкой огромных декораций занимаются монтировщики. Смена декораций, подготовка к вечернему спектаклю – всё это ложится на их плечи. Незаметно для зрителя на сцене происходят изменения.
Возьмем, к примеру, декорационный цех. С помощью этих люков вниз опускают огромные предметы, которые не пронести сквозь двери.

  «Сказки не будет без нас, чуда не произойдет. Много выходит довольно значимой работы, на выпусках очень большое количество объемных декораций. Без нас кто это будет ставить?» — делится монтировщик Анатолий Антонов.
Но кто же создает эти самые декорации? Еще одно волшебство происходит в бутафорском цехе. Здесь работа кипит каждый день, особенно перед сдачей спектакля, когда нужно быстро закончить создание реквизита. Искусственные козы, лошади, кошки в настоящую величину, бюсты, деревья и многое другое обретает свою жизнь в этом цехе.
Бутафор Владислав Кирилюк скромно рассказывает: «Мы делаем то, что нам дают на эскизах. Работаем по чертежам. Ювелирного мы ничего не создаем. Придумывать приходится промежуточно между эскизами и материалом, то есть художник не всегда понимает, из чего может быть сделана его задумка».

      Затем все созданные предметы «переезжают» в реквизиторский цех. Тут целая сокровищница! На одной полке предметы из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», на другой из «Трех товарищей», на третьей из «Альбома». И как в этом маленькой комнате всё помещается?! «Мы полностью готовим спектакль, выпускаем – всё по части реквизита. Также ухаживаем за предметами. В театре нельзя убрать что-то одно: не может быть актер без костюма, без реквизита. Реквизитор не может быть без актера. Каждый винтик важен – что-то вытащил, все рассыпалось», — подмечает реквизитор Ольга Оленберг.

Реквизиторский цех
« 1 из 6 »

     Но зачем же тогда весь этот сыр-бор, если сцена пуста? Сердце механизма составляют актеры. С них ли начинается театр? Наверное, так думает каждый второй зритель.
Алина Егошина, актриса омской драмы, считает, что «театр и любое искусство начинается с желания. Зритель идет на спектакль с желанием. Для режиссера возникает желание что-то рассказать. У писателя тоже сначала появляется желание создавать, а потом он придает ему форму».
Артисты выходят на сцену каждый день, знают наизусть километры текстов. Феноменальная память! Желание рассказать свою историю сквозь чужие слова движет этими людьми. Во время спектакля они воспроизводят особый мини-мирок со своими обычаями и моралью, которую не всегда прочтет публика. Она либо не хочет этого сделать, либо не может. Ради чего приходят в театр? Порой ради увеселения, но в театр нужно ходить «работать душой».

     «Театр придуман человеком для человека, и начинается с него. Зритель приходит в зал не культурно отдохнуть. В идеале он идет туда, чтобы его зацепило по сердцу, чтобы мысль внутри зашевелилась. И если кого-то после спектакля тронуло внутри, это будет приятно, потому что человек вышел из зала неравнодушным. А это не мало», — рассуждает Олег Теплоухов, артист омской драмы, заслуженный деятель культуры Омской области.
Энергетическая связь должна устанавливаться между залом и сценой. Без этого контакта не сможет существовать театр, потому что в этом его суть. В том, чтобы задеть струны человеческой души посредством этой связи. Актриса Омской драмы Мария Токарева говорит, что «без зрителя бы театр не существовал. Если некому отдавать энергию, то нет смысла в театре».
     Но мы помним: помимо актера и зрителя за кулисами располагается целый мир, который работает на то, чтобы эта связь состоялась. Тогда где начало?

    Очевидно, каждый винтик такого огромного механизма, как театр, важен. Кажется, нельзя точно определить его истоки. Любой человек, находясь внутри этой системы, становится его частью, его историей, его движущей силой.
Наверное, именно с человека и начинается театр, будь он хоть кассиром, гардеробщицей, художником, гримером, артистом, режиссером. Исключив один элемент, нарушается гармония, теряется очарование, пропадает сказка, которая создается каждым из них.
     Зритель для театра важен так же, как театр для зрителя. Хоть предметно он и не является деталью механизма, но именно зритель – своеобразное топливо, которое его оживляет.
В театре нет первых и нет последних, значимых и незначимых людей. Каждый – важнейшая часть единого гармоничного целого, без которой не будет магической и завораживающей атмосферы.

«…театр придуман человеком для человека, и начинается с него…»

Автор: Анастасия Баранова
Фото: архив театра,
Анастасия Баранова,
Юлия Казакова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *