«Профессионально дурачусь»: Умид Миргасанов о деятельности фокусника-иллюзиониста, дружбе с Дмитрием Трофимовым и скептиках

«Профессионально дурачусь»: Умид Миргасанов о деятельности фокусника-иллюзиониста, дружбе с Дмитрием Трофимовым и скептиках

«Я обычный парень и ничем не отличаюсь от остальных» — рассказывает о себе 25-летний фокусник-иллюзионист Умид Миргасанов. Без всяких сомнений его можно назвать настоящим профессионалом своего дела. Постепенно Умид завоевывает сердца не только Омской публики, но и зрителей других регионов. За чашкой кофе фокусник рассказ о секретах своего творчества и дальнейшем развитии.

Как давно ты занимаешься деятельность фокусника?
-Я занимаюсь этим около шести лет. Шесть лет – это время, прошедшее от начала зарождения самой идеи по сей день. А моя профессиональная деятельность началась с момента моего первого выступления три года назад.

Обучался ли ты в университете? Имеешь высшее образование?
Да, конечно, я окончил ОмГАУ. У меня два высших образования, но по специальности я так и не работал. Хотя изначально выбрал ту профессию, которая действительно была мне интересна. Я инженер-технолог пищевой промышленности. Но так вышло, что по мере обучения в университете я познакомился с тем видом искусства, которым сейчас занимаюсь.

Я читала, что много лет назад ты работал грузчиком. Чем ты еще занимался до того, как стал фокусником-иллюзионистом?
-Был период моей жизни, когда я работал на стройке. После этого, как бы иронично это не звучало с моей внешностью, я работал шашлычником. У нас с братом была своя шашлычная на Московке и она, кстати, неплохо работала. Одновременно с этим я старался развиваться как артист: работал фокусником бесплатно, узнавал что-то новое. И в один момент осознал, что шашлычная служит мне своего рода «подушкой», на которую я смогу положиться, в случае неудачи. Ушел я оттуда соответственно потому, что творческая деятельность стала требовать большего внимания и времени. И сейчас я занимаюсь только творчеством, потому что невозможно добиться ничего серьезного, если постоянно отвлекаться на другую деятельность.

Ты рассматриваешь свою нынешнюю деятельность только как хобби, которое приносит доход или как полноценную работу?
-Есть ремесло, а есть творчество. Главное не путать эти понятия. Для меня это творчество, которое помогает мне жить и зарабатывать деньги.

У тебя есть свой собственный офис?
-Вот именно поэтому я и не снимаю офис, хотя моя женщина за это меня ругает. Да я и сам понимаю, что встречаться с людьми было бы удобнее в своем офисе. Но именно в этот момент творчество перейдет в ремесло. Это станет моей работой. Все гениальное мне приходит ночью, а ночью я не поеду в офис.

У тебя есть собственная команда или люди, которые помогают тебе в твоем творчестве?
Моя команда – это я и мое Альтер Эго. Конечно, есть люди с которыми я советуюсь, но команды нет. В нашем городе не так уж много людей, которые в этом разбираются, примерно 5-6 человек. Из них я уважаю только Дмитрия Трофимова. Когда мне звонят по поводу выступления, а у меня в графике уже нет свободного времени, то я рекомендую его. Ведь я уверен, что он сделает все на высшем уровне.

У вас с Дмитрием дружеские отношения? Вы не конкурируете друг с другом?
-Мы с Дмитрием общаемся семьями, а знакомы уже около 3-х лет.
Конкуренция есть двух видов: здоровая и нездоровая. У нас с Димой здоровая конкуренция. Мы стараемся соответствовать уровню друг друга, за счет этого мы развиваемся. Если он хорош, значит и я должен быть хорош.
Когда я только начал этим заниматься, Дима уже выступал как профессионал. Но мое появление в этом городе его простимулировало работать над собой еще больше. Ведь на тот момент он был единственным лучшим в Омске.

Что тебя подтолкнуло стать именно фокусником?
-Мне хватило ума понять, что это мой шанс выдвинуться. Ведь я вырос в простой семье и с детства осознавал, что все ставки на меня самого.
Ключевым стало знакомство с Димой Трофимовым. При встрече я не разглядел в нем ничего примечательного и подумал: «он ведь простой парень, как и я». Раз у него это получилось, то и я смогу.

Как ты начал этим интересоваться?
-Все банально, как и у любого фокусника. Я увидел какой-то трюк в американском шоу талантов по телевизору, и думал, что легко смогу разобраться с тем, как тот фокусник это сделал. Но оказалось все не так просто, и меня это задело. Но это не было просто интересом. У меня появился задор, спортивный интерес.
Я начал изучать литературу, скачивал электронные книги, смотрел видео трюков в интернете и пытался их разгадать. А потом показывал то, что у меня получилось, друзьям в университете.

Расскажи о своем самом первом выступлении, как оно прошло?
-Я договорился бесплатно выступить на мероприятии, где присутствовало небольшое количество человек.
Когда наступил день Икс, я сильно переволновался. Хотя перед этим я много готовился, но когда вышел на сцену, все вылетело из головы. Мне хватило мужества принять свои ошибки и вынести из этой ситуации урок. После этого я принялся работать в первую очередь над собой, а не над фокусами.
Если говорить простым языком, то раньше я было «ботаном», который сидит с книжкой на последней парте. Мне нужно было переступить через себя, чтобы стать более открытым и общительным.
Помимо этого, я плохо говорил, поэтому пришлось поработать еще и над речью.

Как ты готовишься к своим выступлениям? На чем больше концентрируешься?
-Перед каждым выступлением я сильно волнуюсь. Но как только я выхожу на сцену, включается мое Альтер Эго, и другой Я делает все круто, ведь он хорошо.
Я не готовлюсь к выступлениям, это плохо. На выступление нужно настраиваться, ведь у тебя все должно быть готово заранее. Если у меня вечером выступление, то в этот день я просто расслабляюсь. Ты просыпаешься с уже готовым планом действий. На сцене я должен быть как чистый лист. Фокусы – это знания, которые ты превращаешь в навык. Все должно быть отработано на «автомате». Если ты репетируешь перед выступлением, значит у тебя что-то не отработано. Но так не должно быть. Если это какой-то новый трюк, ты можешь повторить его для собственного удовлетворения. Но это не репетиция, ты просто себя успокоил.

Расскажи о своем самом провальном выступлении.
-В деятельности фокусника в плане провалов очень много нюансов. Зритель зачастую даже не понимает, что что-то пошло не так.
Пять дней назад у меня было выступление, когда один трюк пошел не так, но никто не понял этого. Я планировал предсказание, а сделал чтение мыслей. Предсказание – это когда я заранее кладу под коробку стакан и прошу загадать предмет. А чтение мыслей – это когда я прошу загадать слово и визуально представить его по буквам, а после отгадываю. Я планировал одно, но сделал другое, хотя зритель не понял. Но я ведь знаю, что облажался.
У меня не было такого, что выступление полностью провалилось. Когда у опытного фокусника что-то идет не так, он не теряется. Ведь при разработке фокуса он всегда учитывает риски и думает наперед, продумывая все возможные исходы.

Какой из твоих трюков самый сложный или опасный?
-На самом деле, я стараюсь их больше не делать. Раньше я глотала лезвие, забивал гвозди в нос. Но со временем мой формат стал более позитивный, я стал на уровень выше в рамках своего искусства.

Есть ли какой-то трюк, который ты показываешь на всех своих выступлениях?
-В этом плане мы – фокусники сравниваем себя с комиками. Шутка работает один раз, так же и с фокусом. Если будешь рассказывать человеку одну и ту же шутку несколько раз, он уже не будет смеяться так же, как в первый. Здесь тот же принцип.

Сколько времени уходит на разработку нового трюка?
-Есть трюки, которые ты придумал за 20 минут, но они взрывают все площадки. А бывает и такое, что разрабатывая фокус 2 месяца, ты просто выбрасываешь его, потому что он выходит отвратительным.
На Новый год я готовил номер два месяца, который в итоге оказался безумно хорош. Но он отнял у меня все силы, потому что у меня не было вдохновения и мне приходилось выжимать его из себя.
Номер, который я сейчас готовлю на лето, я действительно был придуман за три ночи. Но он сложен в реализации.
Всегда при составлении программы нужно соответствовать шкале эмоциональности. Ты плавно начинаешь, потом происходит эмоциональный всплеск, затем немного успокаиваешь зрителя и вновь шокируешь его. Нужно постараться предоставить человеку разный спектр эмоций. Кто-то любит шутки, кто-то любит логику. На своих выступлениях я взаимодействую со всеми. Как-то раз в трюке я взаимодействовал с глухим человека. Это, конечно же, было незапланированно.
Я делаю универсальные вещи, которые нравятся всем, но в первую очередь мне самому. Нужно уметь соблюдать в этом баланс. Люди не дураки, они видят, когда у тебя горят глаза. Если ты кайфуешь от того, что делаешь, то и люди кайфуют вместе с тобой.

Фокусам может научиться каждый или для этого нужны определённые навыки?
-Этому не надо учиться, этим надо жить. Учиться фокусам и жить фокусами – это разные вещи. Никогда не будет точки, когда ты с абсолютной удовлетворенностью скажешь: «я достаточно хорош». Человеку всегда будет к чему стремиться и куда развиваться.
Так что я отвечу так: этому может научиться каждый, но, чтобы быть профессионалом, нужно этим жить.

Легко ли работать со скептиками? Как ты к ним относишься?
-Я люблю скептиков, и как хороший артист стараюсь «уничтожать» их сомнения.
Некоторые фокусники пытаются не замечать таких людей, обходить стороной. Я же наоборот стараюсь вытащить такого человека из толпы и показать ему все свое мастерство, свой уровень, чтобы он сказал: «все, я выхожу из игры».
Почему когда люди в общественном месте устраивают драки, вокруг них собирается толпа? Это зрелище. И здесь аналогичная ситуация. Когда я один на один со скептиком – это своего рода «поединок». И людям это нравится.
Но я парень позитивный, поэтому после нашего «поединка» я обнимаю этого человека и говорю ему какой он классный, независимо от того: верит он мне или нет.

Что, по-твоему, самое сложное в твоей работе?
-Каждый раз быть на высоком уровне, выкладываться на все 100%. Контролировать, чтобы творчество не перешло в ремесло. Я просто наблюдаю некоторых людей, у которых эта деятельность стала обычной рутиной, и мне их жалко как артистов. Эти люди выполняют свою работу некачественно и за небольшие деньги, без искры в глазах. Так не должно быть.
Почему творчество должно цениться большими деньгами? Некоторые люди могут делать то, чего многие делать не умеют. Люди хотят, чтобы все было выполнено качественно, но при этом за небольшие деньги. Так не бывает, никто не хочет обесценивать свой труд.

Какое выступление считается самым высокооплачиваемым?
-Трансферное выступление самое высокооплачиваемое.
Полтора месяца назад я ездил в Новосибирск. Выступлению в другом городе ты посвящаешь целый день. В то время как в этот же день в Омске ты мог бы сделать 3-4 представления за те же деньги. Поэтому когда я договариваюсь о таком выступлении, то всегда обговариваю этот момент с организаторами. Если они готовы покрыть мне те 3- 4 выступления, которые я отдам, и трансфер в другой город, то я с удовольствием приеду. Это логично, хоть и не выгодно. Но мне интересно приехать и выступить на новой площадке, с новыми людьми. Это мини путешествие.
Но и уровень ответственности в данной ситуации тоже другой. Человеку важно, чтобы он понимал, что твое выступление действительно стоит тех денег, и что не зря пригласили выступать именно тебя.
Могу сказать еще кое-что по секрету. Бывают случаи, когда ты настолько нравишься людям, что они по итогу выступления отдают сумму больше заявленного гонорара. И по началу мне было очень неудобно принимать это. Но со временем я понял, если человек хочет сказать спасибо, не надо затыкать ему рот.

При каких обстоятельствах на данный момент ты бы выступил бесплатно?
-Я много выступаю бесплатно. Последний раз это было 25-го мая в школе-интернат. Это был последний звонок. И я думаю, что эти дети ни чем не хуже тех, за чей последний звонок платят родители. Это важный этап их жизни.
Я провел великолепное выступление, которое стоит не одну тысячу рублей абсолютно бесплатно. Я выложился на все 100%. Потому что неважно платят тебе или нет, ты всегда должен оставаться профессионалом.

То есть ты занимаешься благотворительность?
— Я стараюсь не со всеми об этом разговаривать, потому что не все этого понимают. Все идет из детства. Я помогаю только детям. Почему? Сейчас объясню.
Когда взрослые «слабаки» – я этого не уважаю. Ведь я ничем не лучше, у меня так же две ноги, две руки, и у меня нет богатых родителей. Но благодаря своему труду и упорству я все же чего-то добился. Мы живем в то время, когда образование можно получать в интернете бесплатно. Я ведь таким же способом обучался своей нынешней деятельности. Что мешает взрослым людям включить компьютер, открыть книгу или сделать хоть что-нибудь для того, чтобы стать немного лучше? Взрослые люди могут хотя бы устроиться на работу, а трех летний ребенок нет. Я, кстати, именно поэтому разочарован в религии. Что мог натворить маленький ребенок и почему с раннего детства он должен так страдать? Дети не виноваты, что их жизнь так плохо складывается, поэтому я помогаю только им.

Изначально тебя, как начинающего артиста, поддерживали родители?
-Нет. Моя любимая женщина — это единственный человек, который меня на тот момент поддержал.
Я поздний ребёнок, поэтому на данный момент мои родители уже пенсионеры. Наследие советского человека — это страх и смирение с тем, что ты имеешь. Чем ниже нос, тем меньше шанс, что по нему ударят. В меня, как и во всех остальных, пытались это внедрить. «Зачем тебе это, ну какой артист, мы простые люди, иди работать на стройку». Все как у всех, кто занимается творческой профессией. Родители были категорически против.

А как они относятся к этому на данный момент?
-Как бы ужасно это не звучало, но деньги меняют все.
Они просто так воспитаны: если это приносит доход, значит это хорошо. Но это не делает моих родителей плохими или меркантильными. Когда моя деятельность начала приносить мне заработок, они удостоверились в том, что я намерен серьезно.

Обычно ты всех удивляешь на своих выступлениях. А чем можно удивить тебя?
-Меня очень легко удивить. Например, когда люди делают что-то доброе.
Я согласен с фразой: «хуже агрессии есть только равнодушие». И когда люди поступают неравнодушно — это меня удивляет.


Автор: Екатерина Шипицына
Фотографии взяты из личного

архива Умида Миргасанова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *