Каждая наша ложь составляет долг правде

Каждая наша ложь составляет долг правде

Новоиспеченный американо-британский сериал «Чернобыль» повествует о событиях 1986 года: 26 апреля в 1:23:45 во время проведения эксперимента по безопасности на Чернобыльской АЭС происходит взрыв реактора и пожар. 
Лента срежиссирована Йоханом Ренком, который работал, например, над несколькими эпизодами сериалов «Во все тяжкие» и  «Ходячие мертвецы», фильмом «Скачивая Нэнси». Искушённый зритель без труда способен заметить нуарные, местами жёсткие и, как бы странно не звучало, гротескно реалистичные мазки Ренка. Он явно не боится использовать их в своих произведениях.

Советский быт HBO совместно с британской телесетью Sky смогли показать детально, правдиво и символично. Чего только стоят ободранные громогласные лозунги, пионеры в красных галстучках, интерьер квартиры чаты Игнатенко. Так метко, так «по-русски». А вот «советский человек» у создателей пятисерийной ленты не получился. Возможно, по той причине, что автор сценария Крэйг Мазин до этого писал преимущественно для комедийных фильмов, а, возможно, дело в том, что отобразить менталитет и речь нашего народа — наисложнейшая задача. Зритель видит улицы, дома, квартиры, видит внешний облик, знакомый по фотографиям из семейного альбома, а слышит очередного героя подросткового сериала от Нетфликса. Пафосные парцеллированные высказывания, многозначительные умолчания, серьезные монологи. Советский человек, скорее всего, так не говорил. Сомневаюсь, что люди вообще говорят так в реальной жизни, тем более в такой опасной ситуации, как чернобыльская авария. Кто-то скажет, это художественные приемы сценария, а я скажу, что это идёт в диссонанс с качественным, филигранным подходом к созданию жизни внутри сериала, атмосферы. 

В целом можно сказать, что сериал имеет две грани, достаточно явные грани.

Первая — шокирующая история, катастрофа. Прямо как во всеми любимом Титанике или фильме «Землетрясение» 2016 года. Трагичные и самые что ни на есть реальные события, но призмой искусства и художественным вымыслом приукрашенные, а может, и испорченные. Решает тут, как бы то ни было, зритель. 
Всё, казалось бы, проще простого:
а) берём молодых, красивых и довольных жизнью людей;
б) помещаем под купол опасности.
 И вуаля — роскошная, душещипательная драма. Создатели «Чернобыля» пошли по пути сложному и, в рамках картины, основанной на реальных событиях, практически нехоженому. Они расщепили случившееся на АЭС до мельчайших подробностей, внедрив несколько собственноручно изготовленных деталей, как, например, персонаж Эмили Уотсон — Ульяна Хомюк, что выступила в качестве обобщенного образа представителей научного сообщества, за которых, как за поручень, держался на этом скользком пути когда-то Легасов. Или, например, фрагмент с падением вертолёта, пролетающего над зоной разрушенного реактора. Падение было, лётчики погибли, но случилось это гораздо позже, нежели показано нам в картине. А со слов Владимира Михайлова, одного из ликвидаторов аварии, председателя красноярского союза «Чернобыль»  сцена с работниками шахт тоже была видоизменена. «Я имею в виду, например, эпизод, когда шахтеры голышом, в одних шапочках, работают. Ну да, жарко им приходилось, раздевались, но уж не настолько», — вспоминает Владимир Алексеевич. Видимо, временные неточности и гиперболизирование некоторых событий здесь выступают как способ добавить драматичности сюжету. Согласитесь, вышло вполне убедительно.

Однако у сериала есть и вторая грань. Она, на первый взгляд, апогей морализаторства. Люди, не бывавшие в показанных зрителю условиях, не знающие их изнутри, открыто демонстрируют свое недовольство государственным аппаратом, личностями, его двигающими, и непосредственно теми, кто этой машине подчинялся. Кажется, создатели сериала сразу провели границу, обозначили кто плохой, а кто хороший. Ведь все события уже «прошлое», каждый, по сути, знает, кто прав, а кто виноват, и задача HBO состояла в том, чтобы банально увековечить события, разложить их по полочкам. Только вот история данной ленты не о плюсах и минусах идеологии, не о пропаганде, не об обличении виноватых, и даже не героизм советского народа стоит на первом месте в этой смысловой иерархии. История о правде, о лжи, о выборе. Какой выбор сделает влюбленная женщина? Какой выбор сделает простой парень, которому был отдан приказ? Какой выбор сделает учёный, ведущий расследование аварии? 
Молниеносные решения, вынужденные меры, переплетение правды и лжи — вот что определило лейтмотив сериала, определило финальный вопрос, который авторы поставили перед своим зрителем: «Какова цена лжи?».

Я определённо рекомендую сериал «Чернобыль» к просмотру. Для тех, кто любит качественные, серьёзные, не лишенные ни души, ни разума работы. Но в особенности для тех, кто неравнодушен к истории своей Родины, для тех, кому хочется таким образом выказать уважение  людям, которых затронула трагедия 1986-го года на Чернобыльской АЭС.

Автор: Ольга Гриневич
Фото: скриншоты сериала с «Кинопоиска»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *